На расширенном заседании коллегии Минпромторга обсуждались итоги работы министерства в 2018 году и задачи на 2019 и последующие годы.
Диверсификация оборонных предприятий – одна из ключевых стратегических задач Минпромторга. О состоянии дел в российской оборонке на коллегии рассказал курирующий отрасль вице-премьер Юрий Борисов.
Процесс диверсификации российских оборонных предприятий, если верить статистике, идёт с опережением: доля продукции гражданского назначения в общем объёме продукции, выпускаемой организациями ОПК, по итогам 2018 года составила 20,7 процента. Однако, по словам вице-премьера, есть вопросы, которые нужно решать без промедления. Например, увязать процесс диверсификации с реализацией национальных проектов.
«Министерству необходимо сосредоточиться на завершении работ по формированию перечня техники, технологий и оборудования, необходимых для продвижения отечественной продукции в рамках реализации нацпроектов, – подчеркнул Борисов. – Сегодня мы уже теряем время: по многим нацпроектам деньги направлены в регионы. Мы должны успеть в этот уходящий поезд, в противном случае регионы купят импорт, который могла бы произвести наша оборонная промышленность».
Как показал в своём докладе глава Минпромторга Денис Мантуров, каждый из национальных проектов так или иначе будет охвачен деятельностью министерства.
Однако ведомство Мантурова смотрит на участие промышленности в нацпроектах не как на необходимость, а как на дополнительную возможность для развития. В Минпромторге считают, что созданные для реализации национальных проектов новые технологии, решения и услуги помогут России завоевать новые позиции на внешних рынках и повысят конкурентоспособность отечественной промышленности в целом.
«Предлагаю рассматривать национальные проекты не только как долгосрочный государственный заказ, который мы должны выполнить, но и в качестве драйверов для технологического роста отраслей и создания новых индустрий», – заявил Денис Мантуров.
Участие в нацпроектах означает для российской промышленности создание новых лекарств и медицинского оборудования, оснащение учреждений культуры музыкальными инструментами, а спортзалов и стадионов – спортивными снарядами и инвентарём. Это оборудование и программное обеспечение для телемедицины, транспорт для скорой медицинской помощи, оснащение мебелью и оборудованием школ и детских садов, в том числе с расчётом на дистанционное обучение.
Промышленность – это новые материалы для строительства, лифты и оборудование по контролю расхода энергии и воды, это оборудование, связанное с переработкой отходов и решением других экологических проблем.
Деятельность Минпромторга напрямую связана с обеспечением связанности российских территорий за счёт организации транспортного сообщения. В планах ведомства – вывод в серию четырёх новых моделей региональных и среднемагистральных самолётов, развитие водного транспорта, а также ледоколов и газовозов для Северного морского пути.
«По всем направлениям промышленностью уже сформирован базовый задел, – сообщил Денис Мантуров. – Для его развития мы донастраиваем и унифицируем механизмы поддержки».
Как отметил вице-премьер Дмитрий Козак, для поддержки промышленного бизнеса, который берётся повышать конкурентоспособность своей продукции, выделены беспрецедентные ресурсы. При этом, хотя поставленные задачи напрямую касаются развития международной кооперации и экспорта, основная цель – повысить конкурентоспособность российской промышленности, модернизировать предприятия, создать новые производства, которые смогут достойно конкурировать на мировом рынке.
Для поддержки российских производителей у Минпромторга есть целый набор инструментов. Неделю назад правительством был внесён в Госдуму законопроект об обновлённых специнвестконтрактах – СПИК 2.0. Когда законопроект будет принят, а парламентарии уже пообещали с этим не затягивать, бизнес, готовый внедрять новые технологии, сможет получить существенные преференции.
По словам председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрия Мезенцева, для крупных проектов, рассчитанных на несколько лет, сложно переоценить роль Фонда развития промышленности (ФРП), программы которого с каждым годом расширяются. Эксперта поддержал глава РСПП Александр Шохин, заявивший, что ФРП уже сегодня можно считать платформенным решением для поддержки широкого круга промышленных проектов.
В настоящее время также идёт отбор организаций, которые собираются запускать корпоративные программы по повышению конкурентоспособности (КППК), то есть вкладываться в модернизацию производства и внедрять новые технологии.
Сейчас перед Минпромторгом стоят задачи увязки между собой всех мер поддержки и стоящих перед промышленностью задач, а также координации усилий производителей продукции и исполнителей нацпроектов. Если эти задачи будут выполнены, национальные проекты, по выражению Козака, станут катализатором спроса на промышленную продукцию отечественных производителей, а инструменты поддержки будут гармонизированы и сложатся в простую, доступную и эффективную систему поддержки промышленного производства.
Источник: profiok.com
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»