Российская строительная индустрия обладает большим потенциалом, который никак не удается использовать. Возможно, наступает то время, когда это, наконец, случится.
Россия – это страна, которая не может обойтись без грандиозных планов. Вот и сегодня мы снова стоим перед их реализацией. С одной стороны, поставлена задача к 2024 года выйти на ввод 120 млн кв. м жилья, с другой – национальные проекты, которые также потребуют огромного строительства. Но хватит ли мощностей у стройкомплекса, у отрасли по производству строительных материалов, у машиностроителей по выпуску строительной техники – сил и возможностей для выполнения всех этих целей?
Российской техники становится больше, но все равно ее мало
На заявленные цели и бизнесу, и государству придется потратить огромные инвестиции. Возникает задача сделать это максимально эффективным способом. Нужно не просто построить огромное число объектов, но осуществить это таким образом, чтобы дать серьезный импульс развитию отечественного производства. В первую очередь речь идет об отраслях по выпуску строительной техники и строительных материалов.
Как говорит Станислав Черторыжский, руководитель Отдела строительно-дорожной и коммунальной техники Минпромторга России, Правительством России ведено ограничение на поставку зарубежной техники, если внутри страны существует аналогичное производство. Это необходимая протекционистская мера приносит свои результаты. По итогам 2018 года выпуск отечественной стройтехники вырос более чем в два раза. Правда, такие «успехи» во многом объясняются низкой базой. Но факт в том, что в отрасль пришли дополнительные инвестиции, и теперь стоит задача всемерной популяризации российской продукции среди ее потенциальных потребителей.
У отрасли есть большой потенциал для наращивания выпуска продукции. От СССР ей достались большие мощности, которые в среднем загружены менее чем на 30%. По мнению чиновника, если они будут задействованы полностью, то их хватит на то, чтобы обеспечить машинами и возведение 120 млн кв. м. жилья, и реализацию национальных проектов.
Но для наращивания объемов выпуска нужно завоевывать рынки. Сегодня лишь 40% парка строительных машин принадлежит отечественным производителям. При этом есть задача по привлечению иностранных компаний в организации производства на российской территории, в первую очередь в сегментах специальной строительной техники.
Строительный комплекс сильно нуждается в такой продукции. Минпромторг поддерживает ее выпуск, только 2018 году было реализовано 27 пилотных проектов по производству спецтехники. Отрадно то, что наблюдается заинтересованность частного бизнеса увеличивать такое производство. Это во многом связано с тем, что за последние два года органы власти повернулись лицом к производителям строительно-дорожной техники. Удалось добиться того, что за период 2016-2018 годы ее отгрузка возросла на 71%. Однако все равно на строительных площадках доля отечественных машин в среднем не превышает 20%.
Сегодня можно констатировать, что наметился определенный позитивный сдвиг в производстве строительно-дорожной техники. Этот факт находит косвенное подтверждение и в росте ее экспорта, за последние время поставки в другие страны выросли более чем в два раза. Среди покупателей государства Африки, Азии, Восточной Европы. Они приобретают российские бульдозеры, автокраны, катки, экскаваторы. Причем среди экспортеров как чисто российские предприятия, так и иностранные компании, организовавшие производства в России.
Определенные успехи отечественного производства строительно-дорожной техники не должны порождать эйфорию. По-прежнему мы производим ее мало и далеко не все нужные виды и модели. Для роста объемов выпуска существует огромный потенциал, и совсем не факт, что в ближайшие годы удастся его реализовать. В 2017 году Россия импортировала строительно-дорожной техники на сумму 150 млрд рублей, а произвела своей – в объеме 40 млрд рублей. Это говорит о том, что большой дисбаланс между экспортом и импортом сохраняется.
Потенциал огромный, спрос небольшой
В непростой ситуации находится и индустрия строительных материалов. До 2014 года она быстро развивалась, в нее приходили большие инвестиции, в целом в отрасль вложили 15 млрд долларов. Это было связано с прогнозами о росте строительства в стране. Как известно, они не подтвердились, что привело к образованию очень существенных незагруженных мощностей.
Например, в самом главном секторе индустрии – производстве цемента, его потребление с 2014 года до сегодняшнего дня сократилось с 71 млн тонн до 50 млн тонн. Сходная ситуация в выпуске стеновых материалов, здесь загрузка в среднем составляет 53%. Хорошо лишь то, что в последние два года она хоть и не растет, но и не сокращается.
Сегодня выпуск отдельных видов строительных изделий на приемлемом уровне поддерживает экспорт. В 2018 году по некоторым видам продукции он резко вырос. Так поставки за рубеж мягких кровельных материалов и гидроизоляции возросли на 30%, гидрокартона – на 15%.
Наращивание экспорта происходит за счет двух факторов: высокого качества продукции и ослаблению рубля. Но в целом он не покрывает масштабов снижения внутреннего спроса. На некоторые виды изделий рухнул наполовину.
Но нынешнее даже не самое лучшее положение в индустрии строительных материалов дает основание для оптимизма. Наличие больших незагруженных мощностей позволяет быстро нарастить выпуск продукции. Например, увеличение производств цемента его производители связывают с планами правительства по серьезному увеличению строительства цементно-бетонных дорог.
В России на сегодня их доля составляет примерно 1%, что крайне мало. Между тем проведенные исследования показывают, что прокладка таких магистралей более выгодна, чем сооружение асфальтобетонных дорог. Себестоимость строительства одного километра дешевле, а дальнейшие эксплуатационные издержки меньше. Зато срок службы возрастает на 40%.
Остается острой проблемой внедрение инновационных материалов. Его средний срок занимает 5-7 лет. За это время многие виды инновационной продукции перестают быть таковой. К тому же действующие нормативы зачастую препятствуют использованию новаций. Некоторые эксперты в качестве решения этой дилеммы предлагают активно использовать зарубежные стандарты, адаптированные к нашим условиям.
Россия на сегодня обладает достаточным потенциалом для решения крупных строительных задач. Но использовать его надо умело, с максимальным привлечением возможностей отечественного бизнеса и отечественных производственных мощностей.
Источник: ИА «Строительство»
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»