На сегодняшний день термин «импортозамещение» плотно вошел в обиход российских предприятий. Стремление максимально локализовать производство в России обусловлено несколькими факторами. Сроки поставок, независимость от геополитических рисков, конкурентные цены, поддержка государства.
Сегодня выигрывают те, кто использует импортозамещение, как говорится, «по-полной». Учитывая то, что гидравлический рынок России переполнен импортными комплектующими (по некоторым позициям импорт достигает 95%), неудивительно, что предприятия-потребители гидравлики сами обращаются к производителям для решения вопроса импортозамещения. Специально для Петербургского тракторного завода «Пневмостроймашина» разработала аналог гидронасоса Bosсh Rexroth A10VNO 85 DFR.
Сергей Александрович Серебряков, директор Петербургского тракторного завода:
«За последние 25 лет отрасль сильно порядела, сейчас осталось немного предприятий сельхозмашиностроения. Но примерно с 2014 года наметилась тенденция по восстановлению отрасли, заводы показывают достаточно большие темпы прироста объемов производства и реализации. ПТЗ показал рост почти в 5 раз. Это, конечно связано с подъемом сельского хозяйства в целом, спрос рождает предложение. ПТЗ остался последним заводом в России, так называемым заводом полного производственного цикла: мы сами производим коробку, мосты, раму, кабину, облицовку. Компоненты, которые мы приобретаем, тоже российского производства, за исключением нескольких деталей. Импортными остаются аксиально-поршневые насосы и гидрораспределители, т.к. в России нет производителей гидросистемы на трактор нашей мощности. Можно сказать, что трактор К-744 полностью наш, отечественный, мы владеем технологией для его производства. И если завтра что-то случится, мы способны производить тракторы независимо от иностранных поставщиков. (Из интервью для передачи «Промышленный клуб» на телеканале «Санкт-Петербург» 2017 г.)
В начале 2017 года ПТЗ обратился к российскому производителю «Пневмостроймашина» с вопросом поставок гидравлики для своего трактора серии К-7.
Руслан Вячеславович Целищев, заместитель коммерческого директора по внутреннему рынку ОАО «Пневмостроймашина»:
«В линейке номенклатуры ПСМ к тому моменту не было насосов с нужными габаритными характеристиками, поэтому мы решили создать новый гидронасос, аналогичный тому, который ставит ПТЗ на свои тракторы».
В создании гидронасоса как российского ответа немецким лидерам гидравлического машиностроения соединились интересы нескольких сил: ведущего производителя сельхозтехники, производителя гидравлики, научного сообщества и государства в лице Минпромторга, которое заинтересовано в создании отечественной компонентной базы. Учитывая важность российского доступного аналога, государство выступило источником софинансирования НИОКР (по Постанвлению Правительства №1312).
Павел Валерьевич Давыдкин, главный инженер ОАО «Пневмостроймашина»:
«Учитывая потребность ПТЗ в диверсификации производства, замещении единственного иностранного поставщика российскими производителями гидравлики, наши компании решили объединить усилия. Оценив свои ресурсы, загруженность собственными проектами, к начальным работам по разработке 3D модели нового изделия были привлечены силы авторитетнейшего вуза МГТУ им. Баумана. Кафедра гидравлики разработала 2 варианта: полный аналог Bosсh Rexroth и с заменой плоского распределителя на сферический, т.е. был перерасчитан качающий узел. По нашему мнению, это улучшенный вариант, более устойчивый на динамических нагрузках, нежели оригинал. На основании этой 3D модели ПСМ разработал чертежи, создал опытный образец. Отливки произвели на своем оборудовании. Можно сказать, что гидронасос был готов к концу 2017 года. После заводских испытаний, внесения некоторых корректив, его отправили потребителю».
Станислав Евгеньевич Семенов, руководитель разработки 3D модели, заведующий кафедрой «Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика» МГТУ им. Баумана:
«По техническому заданию от «Пневмостроймашины» мы произвели расчеты и создали модель гидронасоса примерно за 4 месяца. Причем это не полная копия, а именно аналог. Потребитель получает все характеристики, что и у немецкого насоса. Мы разработали насос со сферическим распределителем под технологии, используемые на ПСМ. В целом, насос с таким качающим узлом надежен и удобен для потребителя.
Такое сотрудничество с промышленными производителями для кафедры жизненно-необходимо. Это и источник дохода, и отработка методик, которые изучаются в нашей дисциплине».
Весной 2018 года на ПТЗ был отгружен первый экземпляр. Он прошел заводские испытания в составе трактора, подтвердил свои характеристики в плане заявленного рабочего давления, расхода жидкости, возможности регулировки расхода, герметичности. Получил положительное заключение о работоспособности и обеспечении функционирования гидросистемы трактора.
Руслан Вячеславович Целищев, заместитель коммерческого директора по внутреннему рынку ОАО «Пневмостроймашина»:
«На данный момент гидронасос 415.0.85 прошел все заводские испытания и поставлен в производство. Позиция в наличии и отпускается конечному потребителю по цене ниже иностранного аналога. Мы готовы удовлетворить спрос сельхозпроизводителей к посевному сезону».
Источник: пресс-релиз компании
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»