01 ноября 2024

Причина дефицита техники в АПК России кроется в низком спросе на неё

Заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин рассказал о причинах нехватки агромашин в сельском хозяйстве России, а также дал оценку эффективности Программы 1432 и указал необходимый объём её финансирования:

 

«Минсельхоз сообщил о нехватке в агропромышленном комплексе страны сельскохозяйственной техники. Соответствующая информация содержится в материалах ведомства с предложениями изменений в стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов России на период до 2030 года.

Согласно указанным данным, в настоящее время в сельском хозяйстве страны сезонно-полевые работы механизированы. Однако для их выполнения в агротехнологические сроки парк тракторов должен составлять 494,3 тыс. единиц, комбайнов ‒ 176,5 тыс.

По состоянию на 1 августа текущего года, у аграриев имелось 429,5 тыс. тракторов, 127,1 тыс. зерноуборочных комбайнов, 15,1 тыс. кормоуборочных комбайнов. Таким образом, нехватка тракторов оценивается почти в 65 тыс. штук, а комбайнов ‒ в 34 тыс.

Также с целью сохранения темпов обновления парка техники и снижения техники, эксплуатируемой свыше 10 лет, по данным Минсельхоза, требуется ежегодное обновление парка техники на уровне 10% от числа имеющихся в наличии самоходных машин и других видов техники.

Исходя из данных ведомства, аграриям необходимо ежегодно приобретать 43 тыс. тракторов (10% от 429,5 тыс. штук), 12,7 тыс. зерноуборочных комбайнов (10% от 127,1 тыс. штук) и 1,5 тыс. штук самоходных кормоуборочных комбайнов (10% от 15,1 тыс. штук), чтобы достичь уровня механизации сезонно-полевых работ, позволяющего выполнять их в агротехнологические сроки. При этом рынок сельскохозяйственных тракторов в России в 2023 году составил 36,9 тыс. штук (86% от 43 тыс. штук), зерноуборочных комбайнов ‒ 5,9 тыс. штук (46% от 12,7 тыс. штук), самоходных кормоуборочных комбайнов ‒ 0,6 тыс. штук (40% от 1,5 тыс. штук).

Производственные мощности российских заводов по тракторам, зерноуборочным и самоходным кормоуборочным комбайнам загружены на 40-50%. Кроме этого, склады заводов буквально затарены нереализованной техникой, все свободные площадки предприятий забиты непроданными сельхозмашинами. В случае наличия платёжеспособного спроса на технику российские заводы могут в полном объёме обеспечить ежегодную поставку сельхозпроизводителям недостающие 6,1 тыс. тракторов (6,1 тыс. штук = 43,0 тыс. штук ‒ 36,9 тыс. штук), 6,8 тыс. зерноуборочных комбайнов (6,8 тыс. штук = 12,7 тыс. штук ‒ 5,9 тыс. штук) и 0,9 тыс. штук самоходных кормоуборочных комбайнов (0,9 тыс. штук = 1,5 тыс. штук ‒ 0,6 тыс. штук).

Что касается причин недостаточных темпов обновления парка техники, то первостепенными из них являются низкий уровень платёжеспособного спроса на технику ввиду низких цен на зерно на внутреннем рынке России (12 тыс. рублей за тонну при необходимых 16 тыс. рублей за тонну) и недостаточное финансирование Программы 1432 (основной механизм поддержки спроса на сельскохозяйственную технику, в 2023 году ‒ 8 млрд рублей). Также негативное влияние на спрос на технику оказывают высокие ставки по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники и недостаточность финансирования механизма льготного кредитования приобретения сельскохозяйственной техники со стороны Минсельхоза России.

Кроме этого, исходя из данных ведомства, темпы обновления парка комбайнов в два раза ниже темпов обновления парка тракторов. В связи с этим для выравнивания темпов обновления парка техники по видам техники и их увеличения необходимо в первую очередь простимулировать спрос на внутреннем рынке России на зерноуборочные и самоходные кормоуборочные комбайны таким образом, чтобы они достигли текущих показателей по тракторам.

А во вторую очередь ‒ увеличить темпы обновления парка до необходимого Минсельхозу уровня по всем трём видам техники: тракторам, зерноуборочным и самоходным кормоуборочным комбайнам.

Эффективным механизмом стимулирования спроса на сельхозтехнику является Программа 1432. Эффективность поддержки спроса на сельхозтехнику по этой программе превышает эффективность поддержки льготного кредитования в 3 раза и льготного лизинга АО «Росагролизинг» в 9 раз, так как при финансировании в объёме 20 млрд рублей объём поставок техники по Программе 1432 составит 28,3 тыс. штук, по льготным кредитам — 9,9 тыс. штук, по льготному лизингу АО «Росагролизинг» ‒ 3,3 тыс. штук.

Для того чтобы увеличить и простимулировать спрос на внутреннем рынке России на сельскохозяйственную технику, выровнять по видам и увеличить темпы обновления парка сельскохозяйственной техники, во-первых, необходимо снизить экспортные пошлины на зерно или отменить их на 5 лет. Это позволит увеличить цены на зерно на внутреннем рынке до необходимых 16 тыс. рублей за тонну и увеличит доходность сельхозпроизводителей.

Во-вторых, необходимо увеличить финансирование реализации Программы 1432 в 2025-2030 гг. В случае ограниченных возможностей федерального бюджета сначала необходимо повысить лимиты по зерноуборочным и самоходным кормоуборочным комбайнам, чтобы простимулировать увеличение спроса на эти сельхозмашины до уровня спроса на тракторы. Для этого необходимо предусмотреть в Программе 1432 увеличение финансирования приобретения зерноуборочных и самоходных кормоуборочных комбайнов до 18 млрд рублей ежегодно в 2025-2030 гг.

Сейчас в проекте федерального бюджета на 2025 год на реализацию Программы 1432 предусмотрено 8 млрд рублей, из них около 2 млрд рублей ориентировочно направится на приобретение комбайнов с учётом действующего механизма отбора. В связи с необходимостью увеличения финансирования спроса на комбайны до 18 млрд рублей, сумма субсидии по Программе 1432 должна составить 24 млрд рублей ежегодно в 2025-2030 гг. (24 млрд рублей = 8 млрд рублей ‒ 2 млрд рублей + 18 млрд рублей). Это позволит поставлять сельхозпроизводителям не менее 10 тыс. зерноуборочных комбайнов и 1,2 тыс. самоходных кормоуборочных комбайнов ежегодно в 2025-2030 гг.

Для того чтобы увеличить темпы обновления парка техники до показателей, про которые говорится в данных Минсельхоза России, по Программе 1432 в год необходимо приобретать не менее 10 тыс. тракторов, не менее 12 тыс. зерноуборочных комбайнов и не менее 1,5 тыс. самоходных кормоуборочных комбайнов. Для этого объём её финансирования должен составлять не менее 50 млрд рублей ежегодно в 2025-2030 гг.

В случае принятия этих мер мы преодолеем сложившуюся ситуацию в обновлении парка сельскохозяйственной техники в Российской Федерации».

Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»