Выпуск отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ) в 2023 г. вырос на 19% в денежном выражении до 90 млрд руб. Такие сведения приводятся в статистике ассоциации «Росспецмаш», которая есть у «Ведомостей». Ассоциация собирает данные компаний, производящих 80% всей ДСТ в России.
«Росспецмаш» ведет статистику поквартально. За девять месяцев минувшего года выпуск техники вырос на 22% до 65,2 млрд руб., за первое полугодие – на 31% до 44 млрд руб. В I квартале темпы роста составили 30%, а объем достиг 19,9 млрд руб. Таким образом, темпы роста замедляются уже полгода.
Из общего объема ДСТ на внутренний рынок в прошлом году было отгружено продукции на 84 млрд руб., что на 15% выше показателя 2022 г.
В количественном выражении за прошлый год поставки отечественных кранов-трубоукладчиков выросли в 2 раза, экскаваторов-погрузчиков – на 63%, кранов-манипуляторов – на 35%, экскаваторов – на 29%, дорожных катков – на 21%, мини-погрузчиков – на 12,5%, отмечает «Росспецмаш». При этом отгрузки телескопических погрузчиков снизились на 34%, гусеничных бульдозеров – на 17%, автогрейдеров – на 12%, фронтальных погрузчиков – на 6%, автокранов – на 5%. Абсолютные данные ассоциация не приводит.
Одной из главных проблем отрасли машиностроители называют «агрессивный импорт». По оценке «Росспецмаша», в 2023 г. он вырос сразу на 58% и превысил 440 млрд руб. – это почти в 5 раз больше выпуска российской ДСТ. Импорт доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. В этих сегментах доля зарубежной техники составляет 65–94%.
«За счет более выгодных условий производства, например, в Китае, а также всесторонней господдержки иностранные производители предлагают потребителю более низкие цены. Зачастую их уровень находится на грани рентабельности или даже за этой гранью», – отмечает ассоциация. Издержки отечественных заводов также связаны с высокой стоимостью металла, ростом кредитных ставок на фоне увеличения ключевой ставки ЦБ и отсутствием производства ряда ключевых компонентов для техники, перечисляет «Росспецмаш» в статистике.
Для дальнейшего развития производства ДСТ в России необходимо защищать местный рынок, считают в машиностроительной ассоциации. В частности, импортная техника должна попадать в продажу только после проведения комплекса испытаний согласно техническим регламентам. Сейчас техническое регулирование носит декларативный характер.
Руководитель проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский считает такое предложение «логичным», поскольку сейчас через Казахстан и Киргизию можно ввезти практически любую, в том числе непроверенную и несертифицированную, технику. По его словам, для проведения испытаний необходимо сначала унифицировать требования ко всей ДСТ, а это долгий и сложный процесс.
Снижение темпов роста отечественного производства такой техники эксперт обосновывает повышением стоимости заемного финансирования, постепенным торможением жилищного строительства и высокой базой прошлого года.
Источник: Ведомости
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»