Сельхозмашиностроение буксует из-за падения платежеспособного спроса со стороны аграриев. Сектор, который рос последние 10 лет, готов и дальше демонстрировать высокие результаты, но просит государство поддержать конечных потребителей, а также саму отрасль, защитив рынок от агрессивного китайского импорта. Об условиях обеспечения технологической независимости России поле.рф рассказала директор ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова.
— Алла Владимировна, каким был 2023 год для российского сельхозмашиностроения? Какие проблемы отрасли так и остались нерешенными, а какие вызовы удалось преодолеть?
— Хочу напомнить, что производство сельхозтехники в России ежегодно росло с 2013 года. В 2022 году отечественные заводы столкнулись с очень сложной ситуацией из-за прекращения поставок в нашу страну компонентов из западных стран. В короткие сроки предприятия смогли организовать собственный выпуск части комплектующих, а также переориентировались на российских партнеров и партнеров из дружественных стран. Даже производство таких сложных машин, как комбайны, было остановлено на очень короткий для такой ситуации срок. Не факт, что в мировой практике можно найти аналогичный успешный пример.
В 2023 году, когда вопрос с комплектующими был решен, проблемой номер один для процесса модернизации отечественного агропромышленного комплекса (АПК) стала низкая доходность аграриев из-за падения цен на сельхозпродукцию и экспортных пошлин на зерно. Поэтому предложение сельхозтехники, дефицита которой в России как не было, так и нет, значительно превышало спрос. Агромашины и сельхозоборудование приобретались по остаточному принципу — если у фермеров оставались средства после затрат на удобрения, горюче-смазочные материалы (ГСМ), семена, обслуживание кредитов и других статей расходов.
Ситуацию усугубил и тот факт, что в первом полугодии 2023 года финансирование высокоэффективного механизма поддержки аграриев по обновлению машинно-тракторного парка — программы № 1432 — было сокращено в четыре раза – с 8 млрд руб. до 2 млрд руб. Как итог, произошло сокращение производства и отгрузок прицепной и навесной техники на 20-30%.
Получается, что сегодня российские производители сельхозтехники готовы удовлетворить потребности аграриев по большинству ключевых позиций машин и оборудования, но из-за финансовой нестабильности в аграрном бизнесе спрос на технику упал.
— «Росстат» сообщил о снижении производства тракторов по итогам января-ноября прошлого года на 10,8%. Также негативную динамику на протяжении 2023-го показывало производство прицепных орудий. А вот комбайновому производству удалось вырасти. С чем связана такая разнонаправленная динамика?
— По данным «Росспецмаша», сокращение выпуска сельскохозяйственных тракторов в России в 2023 году составило порядка 7%. Здесь уточню, что ассоциация в своей статистике считает российской только ту технику, при производстве которой осуществляется цикл технологических операций, соответствующий требованиям постановления №719. То есть техника, которая собирается на территории нашей страны в режиме «отверточной сборки», учитывается в статистике как иностранная.
Что касается тракторов, то в первом полугодии 2023-го они не реализовывались по программе № 1432. И мы сразу увидели серьезное сокращение отгрузок. На фоне низких доходов аграрии лишились скидки в 10-15% на приобретение тракторов. Ситуацию позволило выправить решение о дополнительном финансировании программы № 1432 в рамках плана Минпромторга и Минсельхоза по приобретению сельскохозяйственных тракторов. Благодаря хорошей проработке и конструктивному взаимодействую двух министерств результат не заставил себя ждать. Отгрузки российских тракторов перестали сокращаться уже летом и продемонстрировали небольшой рост, а в сентябре, октябре и ноябре заводы показали двухзначные темпы роста.
Существенное увеличение выпуска отечественных комбайнов связано с низкой базой 2022 года, когда нужно было экстренно искать замену комплектующим, которые перестали поставлять в Россию. В сравнении с 2021-м и предшествующими ему двумя годами мы фиксируем небольшое снижение производства.
— Недавно Союз промышленников «Прогресс» высказал мнение, что «воздействие постановления № 1432 на технологический уровень и развитие производства является негативным, поскольку оно расхолаживает собственников предприятий». Насколько справедливо это мнение, какой эффект оказывает программа № 1432 на технологическое развитие российского АПК, учитывая, что в 2023 году из нее исключили комбайны и тракторы?
— Если следовать этой логике, то субсидии на льготный лизинг расхолаживают лизинговые компании, финансирование льготного кредитования расхолаживает банки и так далее. В подобных случаях лучше обращаться не к эмоциям, а к фактам. Программа № 1432 начала действовать в 2013 году. Тогда российские заводы произвели сельхозтехники на 35,5 млрд руб. В 2022-м выпуск превысил 250 млрд руб. Производство сельскохозяйственных тракторов за этот период в количественном выражении выросло более чем в 20 раз, опрыскивателей — более чем в пять раз, плугов и борон – более чем вдвое, зерноуборочных комбайнов — более чем на 60%.
Например, одним из активных участников программы № 1432 является Петербургский тракторный завод. Если в 2013 году компания выпустила немногим более 300 тракторов, то в 2022-м — уже порядка 4,3 тыс. машин.
До санкций экспорт отечественных машин демонстрировал рекордные показатели за всю российскую историю. Причем техника активно поставлялась и в европейские страны, где хорошо развито собственное сельхозмашиностроение, что подтверждало высокую конкурентоспособность продукции наших заводов.
Доля российской сельхозтехники на внутреннем рынке в 2013 году составляла всего 24%, а в 2022-м уже превысила 60%. И ведь рынок в позапрошлом году был больше, чем в 2013-м.
При этом аграрии собирали рекордные урожаи, а заводы постоянно инвестировали немалые средства в запуск новых производств, выпуск новых моделей, разработку цифровых решений. И этот процесс год от года только набирает обороты.
Зачастую программа № 1432 является единственным шансом для аграриев обновить свой парк. Ведь ее можно комбинировать с другими мерами господдержки: льготными лизингом, кредитованием. Таким образом снижается финансовая нагрузка на аграриев.
Как только принимается решение о сокращении субсидирования в рамках этого постановления или об исключении из него отдельных видов машин, мы сразу наблюдаем снижение спроса, что прекрасно продемонстрировала первая половина 2023-го.
— В одном из своих интервью вы говорили, что некорректно сравнивать комбайн модификации 2019 и 2023 годов с точки зрения роста цен на технику, так как «это две принципиально разные машины». Насколько в среднем выросла себестоимость производства сельхозтехники и как заводам удается сдерживать рост цен в условиях сокращения платежеспособного спроса?
— Если говорить про основные издержки производства, то в 2021-2023 годах, например, логистические затраты увеличились в разы, по отдельным позициям цены на комплектующие выросли на 50% и более. Металл в среднем подорожал на 40-60%. Ключевая ставка росла и достигла запредельного значения.
В 2023 году цены на сельхозтехнику, если и изменялись, то строго в соответствии с индексом цен производителей промышленной продукции, который ежегодно утверждается правительством. В прошлом году он составил 13,6% по отношению к 2022-му. Некоторые заводы сохраняли цены на уровне позапрошлого года, но это не помогло им избежать сокращения производства и отгрузок своей продукции: у аграриев не было денег, и они в большинстве своем не могли рассчитывать на скидки.
— Импорт агротехники из Китая в январе-августе 2023 года вырос в несколько раз. Можно ли сказать, что фермеры доверяют китайской технике больше, чем российской? Действительно ли в основном импортируются тракторы тех мощностных сегментов, которые слабо представлены отечественным производством, и Китай «вытесняет» с нашего рынка белорусские тракторы?
— Действительно, импорт сельхозтехники из Китая в Россию резко вырос. Китайские производители располагают всесторонними мерами господдержки. Производить сельхозтехнику там выгоднее. Поэтому китайские компании могут себе позволить на этапе «завоевания» рынка реализовывать сельхозтехнику по себестоимости или ниже. Здесь скорее вопрос не доверия, а цены.
Поставляют из Китая в Россию сельхозмашины как в тех немногих сегментах, где российские производители слабо представлены, так и в нишах, по которым российские заводы готовы полностью удовлетворить имеющийся у аграриев спрос. Поэтому сценарий, при котором мы были зависимы от Запада, а станем зависеть от Китая, точно нельзя исключать.
— Есть ли позитивные сдвиги в «компонентной истории»? Удалось ли организовать импортозамещенные производства компонентов для сельхозтехники, или пока зависимость от импорта, сейчас уже азиатского, остается высокой? Что нужно сделать для того, чтобы компонентная база развивалась активно?
— Основной удар в результате прекращения поставок комплектующих из западных стран пришелся на производство сложных машин, где используются до 20 тыс. различных деталей. Например, комбайнов. С Запада поставляли лишь около 10% от общего объема компонентов для них, но это 2-2,5 тыс. деталей, которые нужно было быстро заменить. Сейчас эти вопросы решены.
Если говорить про менее сложную технику, то у нас есть заводы со стопроцентным уровнем локализации. В целом же, уровень локализации российской сельхозтехники — один из самых высоких в отечественном машиностроении.
При этом в России производятся далеко не все компоненты. Для решения этой проблемы необходимы серьезные инвестиции, но компании, выпускающие комплектующие, представлены в основном малыми и средними предприятиями. Получить кредит на коммерческих условиях для них и раньше было очень сложно, а при действующей ставке — фактически невозможно. Льготные займы Фонда развития промышленности им зачастую тоже не получить. Причиной являются слишком высокие требования, которые небольшие заводы не смогут выполнить.
Поэтому мы и предлагаем разработать грантовую поддержку для таких производителей.
— Какие новые производственные проекты российских производителей сельхозтехники будут реализованы в 2024 году? Какие инвестиционные проекты планируются?
—Инвестиционные проекты реализуются по всей стране. Приведу лишь несколько примеров. «Ростсельмаш» в Ростовской области поэтапно запускает новый завод по производству трансмиссий. В Таганроге компания запустила завод малой сельхозтехники. На финальном этапе находится строительство тракторного завода. Открытие планируется в первом квартале этого года. Помимо новых моделей сельхозтехники, компания готовит к выпуску новые модели специализированной техники, для нее строится новый уникальный испытательный полигон.
Компания «Пегас-Агро» в Самарской области открыла новый завод, который поможет увеличить объемы производства в 2,5 раза.
«Рубцовский завод запасных частей» в Алтайском крае запустил новое литейное производство высокой степени автоматизации.
Компания Koblik Group из Воронежской области ввела в эксплуатацию новый сборочный цех, который позволит нарастить выпуск зерносушилок, сепараторов и прочих агрегатов для сельского хозяйства на 40%. Реализуется проект по созданию производства прицепов и зерноперегрузчиков, инвестиции в который превышают 1,7 млрд руб. Запуск планируется в 2024 году. Также компания приступает к строительству нового производства систем орошения и ирригации. Его планируется открыть уже в 2024 году. Объем финансирования составит около 1,2 млрд руб.
Компания «Лилиани» из Ростовской области реализовала проект по технологическому перевооружению и увеличению мощности производства техники для аграриев в три-четыре раза. Сейчас строит завод по выпуску бункеров-перегрузчиков, мощностью 2,5 тыс. единицы в год. Инвестиции составляют 1,3 млрд руб., запуск планируется на 2025 год.
И это лишь несколько примеров.
— С какими основными вызовами может столкнуться российское сельхозмашиностроение в этом году? Какие векторы их преодоления вы видите?
— Основными вызовами для отрасли, скорее всего, будут низкая доходность аграриев, агрессивный импорт, дорогие кредиты и растущие производственные издержки.
Необходимо дать возможность аграриям зарабатывать: отменить ограничения для сбыта продукции АПК на зарубежных рынках, гарантировать минимальные цены на сельхозпродукцию на российском рынке, предоставить адресную продовольственную помощь малоимущим слоям населения, увеличить объемы страхования урожая, снизить страховые премии, увеличить объем льготных перевозок сельхозпродукции железнодорожным транспортом.
Аграриям и промышленникам нужно предоставлять льготные кредиты по ставкам 0-1%. Мы видим необходимость в увеличении финансирования программы № 1432 до 20 млрд руб. в год, чтобы аграрный бизнес смог приобрести весь необходимый объем сельхозтехники на выгодных для себя условиях.
Необходимо защищать внутренний рынок от агрессивного импорта, как это делают в других странах.
Для развития выпуска комплектующих и поддержания высокой инвестиционной активности заводов важно предоставить машиностроителям гранты на развитие комплектующих для специализированной техники в ежегодном размере не менее 10 млрд руб. в 2024-2028 годах, распространить льготы по страховым взносам и налогам, которые действуют в IT-отрасли, на производителей специализированной техники. Это позволит предприятиям направлять дополнительные инвестиции на производство компонентов.
Кроме того, средства из федерального бюджета, а также субсидии региональных программ поддержки нужно выделять исключительно на приобретение российской сельхозтехники, согласно поручению президента России Владимира Путина.
На сегодня в России остается достаточно много старой сельхозтехники со сроком эксплуатации 10-15 лет. Для полной модернизации необходима комплексная государственная поддержка аграриев. С учетом вектора на техническую и технологическую независимость России это выглядит логичным шагом в интересах динамичного развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Кстати, наглядно с текущими достижениями отечественного сельхозмашиностроения можно ознакомиться на проводимой раз в два года в Москве международной специализированной выставке сельхозтехники АГРОСАЛОН, которую организует «Росспецмаш». В октябре 2024 года мы вновь соберем на одной площадке ведущих российских и иностранных производителей, экспертов, представителей аграрного бизнеса со всей России, СМИ, чтобы обсудить состояние дел в отрасли, показать новые модели и электронные системы. Российские производители стараются быть максимально открытыми и настроены на конструктивный диалог с аграриями.
Источник: Поле.рф
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»