Российское сельхозмашиностроение переживает настоящий бум. В прошлом году, например, впервые за всю постсоветскую историю отечественной сельхозтехники было продано больше, чем импортной. А за девять месяцев этого года российские заводы увеличили производство еще на 24 процента по сравнению с 2016 годом.
Одна из главных причин "железного ренессанса" - госсубсидии, которые поддерживают спрос среди аграриев. Однако этих мер недостаточно, говорят опрошенные "РГ" эксперты. Работающая на полях техника вырабатывает свой ресурс быстрее, чем фермеры успевают купить новую.
В 1990-х годах российские заводы оказались в проигрышной ситуации: технологические цепочки с точки зрения рынка были выстроены неэффективно. Но когда в 2000-х в отрасль стали приходить инвестиции, ситуация начала меняться. Некоторые предприятия ушли с рынка, зато оставшиеся сумели "подтянуться" и сегодня составляют конкуренцию ведущим мировым производителям.
"Государство выделяет большие субсидии производителям техники, причем владельцы заводов обязаны вкладывать их целевым образом в модернизацию. Контроль за этим был очень строгий, так что в последние годы удалось существенно поднять качество техники, - рассказал директор ФГБУ "Северо-Кавказская машиноиспытательная станция" Геннадий Жидков. - И сегодня многие заводы в РФ по техническому вооружению уже не уступают иностранным".
Субсидии выделяются по постановлению № 1432, согласно которому российские аграрии могут покупать технику отечественного производства со скидкой 15-20 процентов. "Если правительство будет и дальше поддерживать сельское хозяйство и сельхозмашиностроение, если действующие программы будут финансироваться в надлежащих объемах, кредитная и налоговая политика будет проводиться грамотно по отношению к производителям, то мы сможем занять достойное место в мире, - считает президент Ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин. - Согласно утвержденной в этом году Стратегии развития сельхозмашиностроения до 2030 года мы должны утроить объемы производства сельхозтехники и на внутреннем рынке занимать 80 процентов. Пока же мы находимся только в начале пути. Но для достижения поставленных целей необходима системная и предсказуемая господдержка". По его словам, в бюджете на ближайшие три года необходимо заложить ежегодно не менее 15 миллиардов рублей на субсидии производителям сельхозтехники.
Господдержка, девальвация рубля и улучшение качества техники два года назад помогли российским заводам выйти на международные рынки. Сегодня отечественная продукция продается почти в 50 стран. В прошлом году, например, "Петербургский тракторный завод" после 20-летнего перерыва возобновил продажи в США и Канаду. "Ростсельмаш" активно наращивает отгрузки в страны СНГ, Африки и даже запускает собственную дилерскую сеть в ЕС. Среди перспективных регионов - ЮАР, Китай, Австралия.
Однако не все так безоблачно. Главный риск - возможное сокращение объемов господдержки отрасли. Эффект от девальвации тоже постепенно съедается укреплением рубля и относительно высокой инфляцией.
"Российские заводы в целом успели провести модернизацию мощностей и готовы конкурировать на мировом рынке. Но внутри страны ситуация сложная. Вся отрасль завязана на госсубсидии. Если государство прекратит финансирование, продажи могут остановиться, - говорит главный редактор Национального аграрного агентства Дмитрий Беляев. - К счастью, это маловероятный вариант, так как власти понимают необходимость мер господдержки. Но это и говорит о том, насколько низкая платежеспособность отечественных сельхозпредприятий, особенно небольших фермерских хозяйств". Субсидирование после 2020 года должно быть не только продолжено, но и увеличено, заключил он.
Источник: Российская газета
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»